Велотуризм – все, что вы хотели знать о велосипедном туризме

Велотуризм – все, что вы хотели знать о велосипедном туризме

Туризм имеет множество разновидностей, например, существует треккинг, когда группа передвигается по заранее проложенному маршруту, отмечая прохождение контрольных точек, или сплав по реке, когда большую часть пути, группа передвигается на плавательных средствах. Заслуженной популярностью среди туристов пользуется и велотуризм, неудивительно, ведь велопоходы сочетают в себе простоту и большое количество полученных впечатлений. Да, для того. чтобы покрывать более-менее приличные расстояния, необходимо обладать хотя бы минимальной подготовкой, зато так Вы можете посетить гораздо больше интересный мест, чем если бы передвигались пешком. И не нужно думать, что с велосипедом Вы потеряете в мобильности. Его можно перенести через ручей, или через обрывистый склон и осыпь, если попалась река – то погрузить на лодку и переправить на противоположный берег. Всегда можно найти выход из ситуации и да, преодоление проблемных участков будет занимать больше времени, чем в пешем туризме, зато на остальном протяжении маршрута, Вы будете передвигаться с гораздо более высокой скоростью. Велосипед – вообще, штука поразительно эффективная, поскольку требует тех же энергетических затрат, как и при ходьбе, но при этом дает возможность двигаться со скоростью в два-три раза выше. Разберем же, что такое велотуризм и что нужно знать начинающему велотуристу.

Велотуризм

В чем достоинства велотуризма?

Можно задаться вопросом: «Почему велотуризм обрел такую популярность, в чем секрет?». На самом деле, ничего сверхъестественного нет в том, что все больше людей пересаживаются на байки и начинают выезжать за город, тем не менее, причины этого все же стоит рассмотреть. Итак, чем хорош велотуризм:

  • Единение с природой. Да, избитое выражение, однако, достаточно емко описывающее суть. Вы передвигаетесь по местности, можете рукой дотянуться до окружающих предметов, и нет никаких барьеров. Свежий воздух, вокруг птички поют, можно почувствовать запах леса. Вот как это назвать, если не единение с природой? Оно и есть.
  • Свобода передвижения. Можно проложить свой путь где угодно, главное выбрать байк полегче да покрепче. Как уже говорилось, любые препятствия преодолимы, если подойти к делу с умом, поэтому, смело гоните прочь сомнения о том, что выбор двухколесного средства передвижения как-то ограничит Вас в выборе маршрута.
  • Укрепление здоровья. По понятным причинам: во-первых, езда, особенно, по пересеченной местности – это физическая нагрузка, ну, а во-вторых, окружение – природа, свежий воздух, покой и умиротворение, придает тонус и позволяет отдохнуть морально и снять стресс.
  • Доступность. Для того, чтобы отправиться в велопоход, Вам не обязательно обвешиваться дорогим снаряжением, для небольшого импровизированного похода подойдет обычный школьный рюкзак да отцовский велосипед.

Велотуризм

Разновидности велотуризма

Велотуризм, условно, можно разделить на три категории:

  • Классический, когда группа передвигается по заранее запланированному маршруту, с ночевками на природе, бывает, что не один день и не два, со всеми прелестями походной жизни – посиделками у костра и отсутствием туалета и горячей воды. Также иногда проявляется и в крайних формах – когда энтузиасты тащат свои байки на горы, прут их через болота и реки на пути к заветной цели.
  • Цивилизованный – это западные веяния для любителей покататься и при этом не способных в полной мере оценить прелести жизни в походе. В этом случае, группа также движется по запланированному заранее маршруту, однако, ночевки проходят в более-менее цивилизованных местах – кемпингах или отелях. Едят в местных кафе, а с собой продукты берут из магазинов. В нашей стране, пока особого распространения не получил, несмотря на ряд преимуществ, например, в такой поход можно взять гораздо меньше груза, и, соответственно, передвигаться налегке на большие расстояния. Возможно, низкая популярность, как их называют, «европейских» походов связана с тем, что мы ценим в походах не пройденное расстояние, а то, как мы его проходим.

Велотуризм

  • Спортивный. Хардкор во всей красе. Сюда относятся шоссейные покатушки ребят в спандексе и дорогущем оборудовании и велотуристические многоборья – соревнования по дико сложной пересеченной местности. Главный акцент в этих соревнованиях делается на сложность трассы.
  • Приключенческий. Организованный турфирмами, с продуманным маршрутом, включающем в себя местные достопримечательности и красоты. Как правило, на протяжении всего пути, группу сопровождает машина поддержки, для подстраховки.
  • Познавательный. По сути своей, просто продолжительная велопрогулка по местам, которые Вы давно хотели посетить, или, например, по окрестным достопримечательностям. Может включать в себя ночевку, однако, обычно обходятся без нее.

Велотуризм

Как выбрать велосипед для похода?

Какой же велотуризм без велосипеда? К выбору байка следует отнестись серьезно, ведь в походе редко можно встретить ремонтную мастерскую. Если Ваш железный конь Вас подведет, то и ремонтировать его придется лично, с минимумом оборудования и вдали от людей, поэтому, самая важная черта туристического велосипеда – это его надежность, это абсолютная истина, которую никто не оспаривает, в отличие от другого свойства туристического байка – велосипед должен подходить для передвижения по пересеченной местности.

Велотуризм

Вот тут почва для споров благодатная. Одна философская школа гласит о том, что скоростей должно быть по-максимуму, чтобы преодолевать различные препятствия и подъемы с минимальными затратами энергии, забывая при этом, что система скоростей состоит из большого числа деталей, а, значит, более уязвима по определению. Если на простом велосипеде достаточно лишь знать, как цепь на место ставить и уметь ее подтягивать, то перед путешествием на скоростных, необходимо как следует проштудировать матчасть и захватить с собой порядочно запчастей. Вопрос выбора – тема спорная, поскольку дискуссии ведутся даже на тему выбора крыльев – с одной стороны, модные пластиковые, благодаря которым вся Ваша спина будет забрызгана грязью, а с другой – хардкорные металлические, которые накапливают грязь, после чего, велосипед просто отказывается ехать. В общем, выбор исключительно индивидуален для каждого, кто-то катает на навороченных новомодных байках с бортовыми компьютерами, а кого-то устраивает дедовская «Десна».

По опыту, можно сказать, что туристический велосипед должен обладать, как уже говорилось, надежностью, а также быть крепким, особенно это касается рамы и передней вилки, легким, чтобы его было проще носить, иметь удобное седло, чтобы комфортно передвигаться на большие расстояния. Необязательно, но желательно, широкие шины, в разумных пределах, чтобы не застревать в песке и легче идти по грязи. Естественно, необходимо заранее позаботиться о размещении на нем рюкзака, как правило, используют классическую схему, которая позволяет сместить центр тяжести вниз, при этом, перевозимый вес, кроме самого велосипедиста, может достигать 25 кг.

Виды туристических велосипедов

Ходить в походы можно на следующих байках:

Шоссейные. Дорогие, очень дорогие, предназначены для поездок по идеальному асфальту или по треку. Имеют узкие шины, поэтому, по бездорожью покататься не получится. Позволяют разогнать самую высокую скорость, однако, отличаются низкой маневренностью, используются, в основном, бывалыми туристами.

Велотуризм

Туристические (туринги). Пожалуй, еще более дорогие велосипеды, сочетают в себе все плюсы шоссейника и при этом прочнее их, хорошо ходят по грунту и шоссе, имеют большую грузоподъемность, однако, при этом, такие же неманевренные, в связи с чем, для агрессивной экстремальной езды, не годятся.

Велотуризм

Горные. Самый моднявый вид велосипедов, поскольку он, с одной стороны, доступен в цене, а с другой – имеет агрессивный внешний вид. Плюс внедорожная рама, ага, куда же без нее. А еще передние амортизаторы и куча скоростей.

Вот, если честно, горные велосипеды – это просто эталон спортивного хлама. Сверхпрочная рама, которой гордятся производители этого барахла, по факту является неподъемным куском чугуна, который по трудным отрезкам в походе приходится таскать на собственном горбу. А еще передние и задние амортизаторы, которых может быть и больше двух (чем больше амортизаторов – тем круче!), съедают львиную долю прилагаемых усилий. Добавьте к этому неподъемный вес и ненадежный скоростной механизм, и Вы придете к выводу, что такой байк проще катить рядом, чем ехать на нем. Это относится к подавляющему большинству горных велосипедов, однако, есть и исключения. Бывают действительно легкие и супер проходимые образцы, однако, стоят они заоблачно и простому обывателю недоступны.

Велотуризм

Гибриды. Запретный плод порочной любви туринга и горного велосипеда. Симбиоз симбиоза, горный велосипед с шоссейной рамой, рулем и огромным числом передач. Большое колесо, чтобы доминировать на дороге и передние амортизаторы, чтобы не споткнуться. По задумке, должны сочетать в себе приличную скорость и проходимость, по факту, не могут обеспечить ни того, ни другого. Еще больший хлам, чем горные байки.

Велотуризм

Дорожные. Классические велосипеды, прообраз которых стоит у Вас в гараже. Современные образцы изготавливаются из сплавов алюминия, что обеспечивает им легкость, с одной стороны и прочность – с другой. Те, что побогаче, и вовсе производятся с использованием композитных материалов. Есть скоростные, есть не скоростные, каждый найдет тот вариант, то придется ему по душе. Да, они не такие стильные, зато практичные, доступные и у них нормальное седло. Поверьте, в дальнем путешествии это далеко не последний критерий.

Велотуризм

Какое снаряжение взять в велопоход?

Обязательно следует собрать все, что может пригодиться во время пути:

  • Насос. Это то, что следует взять в первую очередь, потому что проколы колес случаются достаточно часто. Обычно их выпускают с удобной системой для крепления, устанавливаемой на раму.
  • Инструменты. Если вдруг во время пути у велосипеда что-то поломается, то без инструментов здесь просто не обойтись. Обязательно в набор должны входить: шестигранники, запасные гайки, ключ для спиц, плоскогубцы, гаечные ключи, выжимка для цепи, клей, наждачка, подготовленные заплатки и запасная камера.
  • Бутылка для воды с креплением. Специальная бутылка для воды очень пригодится. Если у нее есть крепление, то ее можно спокойно доставать даже во время движения, чтобы не терять лишний раз время и не останавливаться, чтобы попить.
  • Фонарик. Фонарик понадобится обязательно, даже если поездку планируете закончить до наступления темноты. Но случаи бывают разные.
  • Перчатки. Если Вы дорожите своими нежными ладошками, то без перчаток не обойтись, можно запросто натереть множество мозолей. Подойдут без пальцев, в них и жарко не будет, мозоли не натрутся и Вы будете иметь очень даже серьезный и профессиональный вид.
  • Багажник. Велобагажник просто незаменим. Если он есть, то можно вообще обойтись без рюкзака или же положить в него только самое необходимое.
  • Одежда. Можно, конечно, приобрести специальную патентованную одежду для поездок на велосипеде, но это необязательно, Вы запросто сможете обойтись простой легкой одеждой, которая будет Вам удобна.  Понятно, что джинсы или юбка в данном случае будут неуместны. Если жарко, то можно остановить свой выбор на шортах с футболкой. Если же тепло, но при этом ветрено, тогда лучше надевать что-нибудь поплотнее.
  • Очень важны очки, чтобы глаза не слезились и в них ничего не попадало. Обувь должна дышать, идеально подходят кроссовки, но можно одеть и кеды, главное, чтобы они не скользили по педалям.
  • Рюкзак. Сумку или рюкзак, чтобы складывать все необходимое, его можно закреплять на багажнике, потому что на спине с ним ехать будет неудобно. Там могут быть различные мелкие вещи, спички, аптечка, документы и прочее.
  • Аптечка. Обязательно, аптечку нужно брать в любой поход, а уж тем более, в велосипедный. В нее следует положить такой минимальный набор: антисептик – йод  или зеленку, вату, бинты, жгут, пластырь, нашатырь, марганцовку, таблетки от головной боли и желудка, а также обезболивающие.

Это основные вещи, которые следует взять с собой. Также, в зависимости от сложности маршрута и продолжительности похода, Вам может понадобиться спальник или палатка.

Велотуризм

Ну, и наконец, прежде чем отправляться в поход, составьте и продумайте до мелочей маршрут, отметьте места ночевок и стоянок, избегайте передвижения по оживленным магистралям, если Вы не хотите всю дорогу дышать выхлопными газами.

Оцените статью!

Велотуризм – все, что вы хотели знать о велосипедном туризме: 2 комментария

  • 29.07.2018 в 22:42
    Permalink

    Хорошая статья, многие важные моменты учтены. Сам недавно закончил велотрип по Европе, накатал 2 тыс. км по 9 странам. И жаль, что не удосужился прочитать о путешествиях на велосипеде. О велодорожках узнал спустя месяц, до этого ехал по трассе, как сумасшедший.

    Скажу сразу, обидно, что в России вообще ничего не приспособлено для велотуризма — ни стоянок, ни велодорожек. Может быть только в самом центре Москвы или парках.

    Для дальних путешествий на велосипеде — берите самый легкий аппарат со стандартной рамой, чтобы его можно было дополнять всем необходимым, а вес при этом оставался оптимальным.

    Мира и путешествий!

    Ответ
    • 30.07.2018 в 07:23
      Permalink

      Верно говорите, в России нет нормальной инфраструктуры для безопасного катания на велосипедах — по городу кататься (если это не столица) — это вообще ад. Ну, чемпионат прошел, может деньги пойдут на что-то более конструктивное, например, на развитие инфраструктуры для велотуризма)

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.